Дискуссионная площадка Открытый диалог
6 сентября в МГУТУ им. К.Г. Разумовского состоялась встреча в формате Открытого диалога на тему: «Информационная «гигиена» в социальных сетях: как не стать жертвой чужих провокаций». Спикером выступила Питайкина Инна Анатольевна, канд.экон.наук, начальник учебно-методического направления КЦ.
В ходе Открытого диалога поговорили о том, что информационные вбросы, или фейки, как правило, начинают активно распространяться в социальных сетях за счет активной аудитории и меньшего уровня цензуры. Современные технологии значительно расширили инструментарий для создания недостоверной информации — фейков. С каждым годом фейки становятся реалистичнее, а процесс их создания — проще.
Рассуждали о том, как разобраться в потоках и в распространении недостоверной информации. Как и для всех фейков, поиск первоисточника помогает провести первичную верификацию, стоит изучить публикации в различных проверенных источниках. Одним из главных маркеров, определяющих фейк в интернете, является наличие орфографических и лексических ошибок, а также обилие сомнительных комментариев под публикациями. Большой наплыв однотипных реакций может свидетельствовать о том, что они были заранее подготовлены.
В конце встречи подвели итог, что же нужно делать, чтобы не попасть «на удочку» недобросовестных распространителей фейковых новостей:
Изучить источник – как минимум, главную страницу сайта, дающего информацию, контактные данные, ответственное лицо. Изучить данные автора – выяснить, является ли он реальным человеком, на какие темы пишет, каков рейтинг доверия к его предыдущим публикациям. Прочитать новость целиком – зачастую яркий заголовок нужен лишь для привлечения внимания, а на самом деле все не так драматично. Пройтись по ссылкам на первоисточники – считается, что ссылки на первоисточник повышают авторитет публикации, однако если они ведут на нерелевантную теме страницу, это повод усомниться в наличии первоисточника в принципе. Посмотреть на дату публикации – иногда СМИ постят старые-престарые новости, касающиеся публичных персон, с целью хайпа. Воспринимать информацию непредвзято – как минимум, постараться не накладывать свои шаблоны восприятия. Иначе вы будете видеть только то, что хотите видеть, и не увидите то, что произошло на самом деле.